Углич — один из старейших городов Верхней Волги.

Углич - один из старейших городов Верхней Волги. Местные летописи утверждают, что основан город был в 937 году посланцем великого князя киевского Яном Плесковичем, который прибыл сюда с дружиной для переписи населения и сбора дани. В Ипатьевской летописи (1148 г.) упоминается под именем «Углеча поля» при описании военных действий между Киевским, Смоленским и Новгородским княжествами, с одной стороны, и Ростово-Суздальским, с другой.

На высоком берегу Волги, где позднее был построен кремль, размещался торг. Здесь же путешественники из Новгорода и Скандинавии отдыхали и чинили свои ладьи, готовились к преодолению речных верховий и волоков восточные купцы. В XII — начале XIII столетия Углич входил в состав Ростовского княжества. Около 1218 года город стал центром небольшого удела. На западе и северо-западе он граничил с Тверским княжеством и землями Великого Новгорода, на юге и востоке — с Ярославским и Ростовским, на севере — с Моложским княжествами.

Первый угличский князь Владимир Константинович был внуком великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Зимой 1238 года на северо-восточную Русь обрушились полчища монголо-татарских завоевателей. Многие владимиро-суздальские города были разрушены, но среди них Углич летописец не называет. После падения Москвы и Владимира уцелевшие войска северо-восточных княжеств 4 марта на реке Сить предприняли последнюю попытку в полевом сражении отстоять независимость своих земель. В этом бою участвовала и угличская дружина. Город, оставшийся без защиты, заняли войска темника Бурундая. Князю Владимиру удалось уйти в Новгород, и только через два года он смог вернуться назад. После его смерти Угличем стали управлять сыновья, сначала Андрей (1249-1261 г. г.), потом Роман (1261-1285 г. г.). Во время правления Романа город процветал, было построено пятнадцать церквей.

В 1293 году во время очередного похода, получившего название Дюденевой рати, город был разорен: «3лии татарове внезапу нападоша на Углич, начаша зорити его мечем и огнем, граждан истребляя, имение их емлюще, и мало опустошиши, зело обогатишася, жителей овых в полон взяша, а многое их число разбегошеся по лесам». Многие поселения угличской округи запустели. От этого времени до наших дней сохранились названия сел, деревень, урочищ — Алтыново, Баскачи, Ордино, Челганово, Татариново.

В начале XIV века началось объединение русских земель вокруг Москвы. Углич стал «куплей» Ивана Калиты, и хотя княжеский стол здесь сохранился, зависимость от Москвы усилилась. С конца XIV столетия в городе правили уже братья и сыновья великих московских князей. С этого момента история Углича тесно связана с историей Московского княжества. Город был вовлечен в борьбу, которую вела крепнувшая Москва за объединение русских земель. Этот период оставил след в истории Углича. Князь Михаил Тверской, отстаивавший свое право на великокняжеский владимирский стол и боровшийся с Москвой за главенство в северо-восточной Руси, в 1371 году сжег Углич. После этого пожара город, как пограничная крепость, был заново отстроен и укреплен так, что через 5 лет новая попытка тверичей захватить его не увенчалась успехом.

XV век — время возвышения Углича. В начале столетия при князе Константине город вырос, окреп экономически и даже чеканил свою монету. К середине XV столетия он становится одним из главных центров длительной междоусобной войны между великим московским князем Василием II и галичскими князьями Юрием Дмитриевичем и Дмитрием Юрьевичем Шемякой, во владения которых входил и Углич.

В 1446 году Василий II, схваченный в Троице-Сергиевом монастыре и ослепленный (в связи с чем был прозван Темным), вместе с семьей был сослан в Углич. Вскоре с помощью своих сторонников Василий Темный вернул себе великокняжеский престол. Через два года после этого его войска разорили Углич, использовав при осаде пушки. Наибольшего расцвета Угличское удельное княжество и его стольный город достигли во время правления Андрея Васильевича Большого (1462-1491), сына Василия Темного. В его состав в это время входили Звенигород, Бежецк, Романов, Рыбная слобода, Устюжна Железно-польская.

Князь Андрей вел большое оборонительное, каменное храмовое и гражданское строительство. Были срублены новые кремлевские стены, построен дворцовый комплекс, грандиозный собор в Покровском монастыре, в окрестностях основано несколько монастырей.

В этот период в основном завершилось формирование Углича в традиционном средневековом виде. За стенами кремля — военно-административного и религиозного центра располагалась торгово-ремесленная часть — посад. Он был обведен пятикилометровым валом, начинавшимся и заканчивавшимся у Волги. По гребню вала стоял деревянный тын. В пределах посада находилось около десяти монастырей, в т. ч. Алексеевский, Иоанна Богослова, Вокресенский, торговые площади Пятницкая и Успенская, дома горожан. За валом располагались неукрепленные слободы. За границей посада улицы превращались в дороги, ведущие к соседним городам — Ярославлю, Poстову, Москве. О размерах города в это время можно судить по летописному сообщению о пожаре, случившемся летом 1491 года, когда на посаде и за Волгою сгорело более 500 дворов и 20 церквей. На дорогах в нескольких километрах от города, прикрывая дальние подступы, стояли монастыри: Покровский, Николо-Улейминский, Михайло-Архангельский.

Каменное строительство XV века способствовало развитию иконописи и монументальной живописи. При раскопках Спасо-Преображенского собора археологи обнаружили более восьми тысяч фрагментов настенных фресок.

В XVI веке Углич неоднократно оказывался в центре важных событий. В середине столетия Волжский торговый путь, жизненно необходимый для развития всей страны, находился в зависимости от Казанского и Астраханского ханств, что служило препятствием для русских купцов, торговавших с Востоком. Татарские войска подвергали опустошительным набегам южные и восточные окраины Русского государства. Несколько походов русских на Казань окончились неудачно. Зимой 1552 года под Угличем срубили деревянную крепость. Весной ее разобрали, на судах и в плотах свезли вниз по Волге. За четыре недели под Казанью вырос город-крепость, послуживший надежным оплотом русским войскам при взятии и покорении Казанского ханства.

В конце XVI столетия в Угличе произошли события, оставившие загадочный и трагический след в русской истории и нашедшие отражение в отечественной историографии, драматургии, изобразительном искусстве.

Весной 1584 года, после смерти Ивана Грозного, его последний сын царевич Дмитрий вместе с матерью-вдовой царицей Марией Нагой и ее многочисленными родственниками был отправлен в Углич. Спустя семь лет, 15 мая 1591 года, в тихий послеобеденный час царевич погиб. Царица обвинила в его убийстве людей Бориса Годунова, Горожане расправились с ними: были убиты 12 человек из числа посланных, их слуг и несколько посадских. В Углич прибыла следственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским, которая установила, что смерть царевича Дмитрию учинилась божьим судом в припадке падучей болезни. Горожан за убийство государевых людей обвинили в измене и жестоко наказали.

Эти события имели столь же трагическое продолжение. В начале XVII века в стране возникла сложная обстановка. Неурожай 1601-1603 годов, охвативший центральные уезды, привел к страшному голоду. Началась крестьянская война. С именем Бориса Годунова, царствовавшего с 1598 года. народ связывал всеобщие бедствия. Положением в стране воспользовались поляки. В 1601 году в Польше появился самозванец, объявивший себя царевичем Дмитрием. Предполагают, что это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он обратился к шляхте и королю с просьбой помочь ему вернуть «отцовский престол». В 1605 году во время крестьянской войны с помощью польских магнатов, начавших вторжение в ослабленную Россию, и московской знати, предавшей династию Годуновых, Лжедмитрий вступил в Москву. Но царствование его было недолгим. Через 11 месяцев бояре, воспользовавшиеся народным восстанием в Москве, убили самозванца и возвели на престол Василия Шуйского. Он объявил, что царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, и повелел причислить его к лику святых. Останки царевича перенесли в Москву, в Архангельский собор Московского Кремля. В Угличе на месте прощания горожан с останками Дмитрия построили церковь царевича Дмитрия «на поле».

Вскоре появился второй самозванец, и в конце 1608 года Углич заняли войска Лжедмитрия II, но горожане изгнали их. В течение следующих лет поляки неоднократно угрожали городу. Но только весной 1611 года войска Яна Сапеги, использовав помощь изменника, открывшего ворота кремля, захватили и сожгли Углич. Жители, застигнутые врасплох, бились с врагами на улицах. Последним их убежищем стал собор и княжеские палаты в кремле. Были разорены все городские и окрестные монастыри, в которых упорно оборонялись монахи, посадские, крестьяне. Все они погибли от рук интервентов.

Город был разорён настолько, что по переписи 1628 года в Угличе числилось всего 47 тяглых дворов. В прилукской вотчине Троице-Сергиевой лавры, располагавшейся между Угличем и Калязином, многие деревни запустели.

Но постепенно восстанавливаются город и округа. Вновь угличане появляются на речных торговых путях в Северном Поморье, Москве, Новгороде, Пскове, Тихвине. Возрождается торговля традиционными изделиями угличских ремесленников: ножами, гвоздями, кожами, мылом. В Москву поставляют мясо, масло, пушнину, платки, шерстяные чулки. В разбогатевшем городе во второй половине XVII столетия развернулось большое строительство.

Каменными храмами обстраиваются кремль, посад, монастыри. В 1660-1664 годах последний раз восстанавливаются рубленые стены Угличской крепости. В этот период возводятся церкви Дмитрия «на крови», Рождества Иоанна Предтечи, Успения, Воскресенский монастырь.

Начало XVIII века — время петровских реформ. В городе было учреждено бурмистерское правление. После поражения русской армии под Нарвой для восстановления артиллерии по приказу царя с угличских церквей сняли 350 пудов 19 фунтов колоколов. Сотни людей направлялись на строительство Петербурга, в армию, на флот. Население города и уезда уменьшилось на одну треть.

По указу Петра I в провинциальных городах запрещалось строительство каменных зданий. В дальнейшем в Угличе вновь началось возведение церквей, появились жилые дома из камня. Но, несмотря на это до конца XVIII века он остается типично древнерусским городом, в котором преобладает деревянная застройка.

В результате губернской реформы Екатерины II Углич стал центром уезда, вошедшего в Ярославскую губернию. Правительство предприняло грандиозные градостроительные мероприятия по разработке и внедрению «регулярных» планов, затронувших сотни русских городов.

Застройку стали производить по красным линиям, создавать геометрически правильные кварталы и парадные площади, а улицы выпрямлять. В 1784 году был утвержден регулярный план застройки Углича, который характеризовало бережное отношение к градостроительному наследию города. Вокруг кремля, на месте торга, была сформирована обширная пятиугольная площадь, раскрытая к Волге и кремлю. От нее лучами отходили главные улицы, их общие направления совпали с древними дорогами на Ростов, Ярославль, Москву. Новые прямые улицы открывали перспективы на монастырские ансамбли и церкви. В 80-е годы разобрали обветшавшую крепость, а в начале XIX столетия срыли посадский вал. В этот период интенсивно строят каменные здания, и в первую очередь на волжской набережной, улицах, примыкавших к центральной площади. Здесь же ставились «наугольные» дома. Особый этап застройки Углича, совпавший с периодом высокой классики, связан с использованием «образцовых» проектов, разработанных столичными архитекторами. Они применялись в течение полувека вплоть до 3-й четверти XIX столетия.

Кроме жилых домов сооружались корпуса торговых рядов, церкви. Несмотря на многочисленные утраты, здания эпохи классицизма в наше время во многом определяют облик исторической части города. В XIX веке Углич превратился в тихий уездный город. Условий для развития крупного промышленности не было.

После создания Мариинской водной системы торговые суда с Нижней Волги и Северо-западного бассейна пошли через Рыбинск, минуя Углич. Волга летом мелела настолько, что ее переходили вброд. Не было в городе и железной дороги. Число мелких промышленных предприятий, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья сократилось с 30 до 14.

Большое развитие получил так называемый отход населения города. В редком московском трактире или магазине Апраксина двора в Петербурге не работали угличане — повара, половые, продавцы, приказчики. Жизнь в столичных городах способствовала развитию грамотности среди местного населения. В XIX веке в связи с большим каменным строительством в городе постоянно работали художники. Они выполняли росписи в церквах и купеческих особняках, изготавливали резные иконостасы. Из поколения в поколение здесь трудились династии Бурениных, Гусевых, Клевцовых, существовали живописный цех и иконописные мастерские.

В Угличе и его окрестностях сохранилось множество памятников зодчества, монументальной живописи, резьбы по дереву. На развитии архитектуры сказывалось в первую очередь влияние Ростова, Ярославля, Москвы.

Кремль – «крепость града Углича» — расположен на возвышенном правом берегу у излучины Волги между устьем Шелковки и Каменным ручьём. Он всегда был центром города, в кремле находились собор и княжеский дворец, изба воеводы, дума, здесь вершили правосудие, сюда в праздники и будни, в дни печали и тревог ведомые звоном колоколов собирались угличане. Отсюда они отправлялись в походы, здесь праздновали свои победы, переживали горе, оплакивали потери.

Дворец удельных князей, являвшийся резиденцией угличских князей и царских наместников — древнейший архитектурный памятник Углича. Строительство началось во второй половине XV века. Трудно представить, как он тогда выглядел, но совершенно очевидно, что это было одно из наиболее пышно украшенных и богатых зданий того времени. Во дворце жила Мария Нагая с сыном Дмитрием: именно здесь и разыгрались кровавые события 1591 года. С тех пор княжеский дворец называют палаты царевича Дмитрия (XV в.).

Много лет каменные палаты стояли заброшенными и разрушенными — предлагалось даже разобрать их на кирпичи. Угличане неоднократно обращались к царю с прошением о восстановлении палат, но просьбы оставались без ответа. Только в 1802 году начался ремонт здания. Он проводился на средства купца Кожевникова. Дворец был покрыт железной крышей, реставрирован, а к северной его части было пристроено новое, высокое крыльцо. В июне 1892 года по инициативе местного купечества в нем был открыт один из первых в России музеев. На церемонии открытия присутствовали представители императорского дома Романовых: Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Внешне палаты представляют собой трехэтажное здание, построенное из большемерного кирпича. Первый (полуподвальный) этаж использовался для хозяйственных нужд. Второй, соединенный с первым внутренней лестницей, состоял из трех парадных помещений. Третий — верхний — представлял собой просторную бесстолпную палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и собраний. Стены и своды дворца были богато расписаны. Перекрыто здание восьмискатной кровлей. Верхние части стен снаружи украшены нарядной декоративной кирпичной отделкой и цветными изразцами.

На втором этаже дворца находится Тронный зал, площадью 80 квадратных метров. Внутри сохранилась лестница, ведущая в зал, изразцовая печь и фрагменты росписи. Внутреннее и внешнее убранство здания исключительно гармонично. Оно вписывается в окружающее пространство, из окон открывается вид на Волгу и храмы Углича.

На месте гибели царевича Дмитрия в первые годы XVII века возвели деревянную часовню, сожжённую поляками. В 1692 году на том же месте была построена нарядная пятиглавая каменная церковь Дмитрия на крови. Небольшое по размерам здание состоит из собственно храма, паперти, невысокой шатровой колокольни и трапезной и располагается у волжского откоса в северо-восточной части Кремля. На кроваво-красной глади стен рельефно выделяются белые наличники, обрамляющие оконные проемы. Разноцветные изразцы дополняют нарядное убранство фасада.

На фресках, выполненных в 1772 году, наряду с библейскими сюжетами, изображена история убийства царевича. Фрески выразительны, они хорошо сохранились. Художник, объединив в одно целое отдельные эпизоды жития Дмитрия, как бы рассказывает предание о событиях в Угличе 1591 года. Царевич изображен с матерью и няньками. Отдельная композиция повествует о расправе угличан с убийцами. Предполагается, что автором настенной росписи был московский художник Сапожников. Преобладание светло-голубых и зеленоватых тонов свидетельствует о влиянии ярославской и костромской шкоды фресковой живописи.

На берегу Волги возвышается самое монументальное сооружение кремля — величественный, пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1713 г.). Он был построен бригадой каменщиков во главе с оброчным крепостным Григорием Федоровым. Собор строили ярославские мастера. По барабанам глав пропущен аркатурный поясок, нарядные наличники украшают окна, вход в собор представляет собой белокаменный портал с орнаментом. В начале XIX века собор был расписан группой художников во главе с крепостным князя Голицына — Т. Медведевым. Объемно выписанные колонны, карнизы, скульптуры создают впечатление театральных декорации, раздвигают внутреннее пространство собора, делают его размеры еще более внушительными.

Рядом с ним находится 37-метровая многоярусная колокольня (1730 г.) с золочёной главой, построенная в стиле «нарышкинского барокко». В 1984 году мастерами Угличского часового завода на ней установлены электронные часы.

В южной части кремля, у моста через ров, расположено симметричное в плане здание в стиле классицизма с двумя почти одинаковыми фасадами, обращенными один — к городу, второй — внутрь Кремля (1815), в нем размещалась городская дума.

К югу от кремля расположены постройки бывшего мужского Алексеевского монастыря, основанного в 1371 году иноком Адрианом по указанию московского митрополита Алексия и дозволению великого князя московского Дмитрия Донского на месте языческого святилища и служившего оборонительным форпостом на подступах к городу. В 1609 году монастырь был сожжен польскими интервентами. В 1628 году в память о 500 защитниках Углича, погибших во время пожара, в монастыре была построена Успенская церковь, за красоту получившая название «Троеверхая дивная». Три стройных шатра, изящных и легких, как бы взлетают ввысь.

На территории монастыря, куда можно попасть через Святые ворота, растут старые липы и огромный вяз — немые свидетели далекого прошлого города.

Недалеко от монастыря находится миниатюрная церковь Иоанна Предтечи (1681 г.), отличающаяся большой и богато украшенной центральной главкой. В прошлом ее маковки были украшены яркой зеленой черепицей. Без изменений сохранились лишь западная стена ее паперти и массивные столбы крыльца.

Корсунская церковь была построена в 1730 году. Она представляет собой типичный для Углича, но весьма оригинальный по декору образец храмового зодчества. Керамические украшения, фигурные наличники, резьба по дереву и камню делают ее исключительно нарядной и одновременно торжественной. Резные царские ворота из иконостаса можно увидеть в Угличском историческом музее.

Воскресенский монастырь (1674-1677 г. г.) был сооружен по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который принял в нем монашеский постриг и лично руководил строительством. При возведении монастыря впервые в Угличе были применены зеленые изразцы с изображением батальных сцен, животных, гербов, эмблем. Монастырь сохранился как целостный архитектурный комплекс зданий XVIII века — многое хранит здесь память о его основателе. В 1764 году монастырь был закрыт, а его постройки превращены в приходские церкви.

В центре монастыря возвышается монументальный, торжественный, пятиглавый Воскресенский собор с галереями и двумя боковыми приделами, его окружают гармонично вписывающиеся в единый ансамбль массивная звонница с проездными воротами во внутренний двор и одноглавой церковью Марии Египетской, расположенной под ярусом звона, трапезная палата с небольшой церковью Одигитрии и находящаяся над ней часовая башня. Все постройки имеют общее основание — высокий подклет — и соединяются между собой галереей. Все они богато украшены резьбой и зелеными поливными изразцами со сказочными животными и двуглавыми орлами.

На берегу Волги вблизи Воскресенского монастыря расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи (1689-1690 г. г.), построенная купцом Никифором Чеполосовым в память об убитом сыне. От других храмов города он отличается удивительной свободой композиционного решения, разнообразием деталей. Он асимметричен, его высокое торжественное крыльцо обращено в сторону от монастырских зданий, украшен росписью и резьбой, изразцами и керамическими вкраплениями в скульптурные композиции.

Богоявленский монастырь был основан в XIV веке Великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально монастырь должен был стать частью кремля, но в XVII веке после начавшейся реконструкции он оказался за его пределами. Прежде всего, монастырь должен был служить крепостью и защищать город со стороны Ростова. Его стены отличались толщиной и прочностью, здания — монументальностью. Большая часть построек XVIII века сохранилась до настоящего времени, а первые (деревянные здания) были разрушены и со временем заменены более современными.

Каменная соборная церковь Богоявления — ныне Смоленская церковь (1700), пятиглавая, с большим приделом, трапезной и галереей, сама по себе невелика по размерам, но очень выразительно ее внешнее убранство: резные наличники, узорный карниз, фронтоны.

Церковь Федоровской Богоматери (Федоровская церковь) была построена в 1818 году в стиле классицизма. Она причудливо украшена: портики с колоннами под фронтонами треугольной формы, световые барабаны с широкими окнами, купола сферической формы с миниатюрными луковичными главками, золотом отливающими на солнце, делают ее изысканной и удивительно нарядной. В интерьере храма сохранились росписи, выполненные Е. Медведевым (1822-1824 г. г.).

В Угличе уцелели образцы деревянного и каменного зодчества XVIII века в стиле классицизма — в их числе дома бывших Меховых, Казимировых, Серебренниковых (Овсянниковых), Калашниковых, «сельцо Григорьевское», «Зимин двор», богато украшенный резьбой и наличниками, керамикой и изразцами.

Дом Меховых (XVIII в.) на правом берегу Волги у Каменного ручья — деревянный, массивный. Потемневшие от времени бревна, небольшие окна, крутая тесовая крыша, старые резные наличники выделяют его из числа других строений. Кладовые и житницы размещались в первом этаже дома, на втором была горница и жилые покои. Внутри дома настенные лавки были украшены резными подзорами, печь — разноцветными изразцами.

Дом Казимировых (XVIII в.) снаружи напоминает другие деревянные постройки, внутри особый интерес представляли покои — жилая комната, с потолками, украшенными лепным орнаментом, центром которого был распростерший крылья орел, с печью, с цветными изразцами с изображением фантастических людей, зверей и птиц.

Дом бывших Серебренниковых (Овсянниковых) был построен в середине XVIII века. Он состоит из каменного жилого здания и двухэтажной деревянной пристройки. Серебренниковы интересовались историей Углича, изучали ее. В доме бывали писатели И. С. Аксаков, М. П. Погодин.

В доме Калашниковых в 1949 году родился талантливый русский изобретатель Василий Иванович Калашников, основатель Нижегородского отделения Русского технического общества.

На левом берегу Волги, напротив кремля, во второй половине XVIII века появилась богатая усадьба. Молва гласила, что Екатерина предложила небогатому дворянину П. Н. Григорьеву (Григорову) назваться отцом внебрачной дочери покойной императрицы Елизаветы Петровны и за это даровала ему деньги и земли. Он построил дворец, разбил парк. Дом, ранее довольно большой, с окнами на Волгу, с библиотекой и театром, сохранился не полностью. Когда-то его окружали липовые аллеи, чистые пруды, уединенные беседки, парковая скульптура: Венера, Диана, Самсон. После Григорьевых усадьбой владел угличский предводитель дворянства Супоньев. «Сельцо Григорьевское» стало именоваться «Супоньевским дворцом». Теперь к зданию вплотную подходит отводной канал, по которому плывут корабли из Москвы вниз по Волге и обратно.

«Зимин двор» — обширный дом (XVIII в.), принадлежавший купцам Зиминым. Здание в плане имеет П-образную форму, украшено колоннами, резьбой, скульптурами.

Дом Переславцевых, здание пожарной охраны, дом Буториных, Ожеговых, Касаткина представляют собой образцы застройки XIX века.

Экспозиции историко-художественного музея и картинной галереи размещены в княжеских палатах, церкви Дмитрия на крови и других зданиях, главным образом на территории Кремля. Они включают археологические находки, древнерусские иконы, живопись XVIII-XX веков, скульптуру XVII-XIX веков, личные вещи и семейные реликвии жителей города, предметы декоративно-прикладного искусства. Коллекция размещена в витринах, которые вырезаны из липы и «служат» в музее со дня его открытия. Особенно интересны предметы, связанные с трагическими событиями убийства царевича Дмитрия: носилки, в которых убиенного царевича перенесли в Москву, вернувшийся из ссылки набатный колокол, доска-мощевик, в которой хранились орехи, бывшие у ребенка в руках в момент его гибели, «наказанный» колокол. В княжеских палатах сохранились многие раритеты музея отечественных древностей, в том числе вышивки, покрова с ликами угличских святых, собрание изразцов.

С Угличем тесно переплетены судьбы старинного дворянского рода Тучковых: военных инженеров, генералов, героев Отечественной войны 1812 года, изобретателя, конструктора волжских пароходов В. И.Калашникова (1849-1908 г. г.), поэта И. З.Сурикова (1841-1880 г. г.), академика А. И.Опарина (1894-1980 г. г.), Н. К.Крупской (1869-1939 г. г.), актера, писателя, критика М. П.Чехова, младшего брата А. П.Чехова, поэтессы О. Ф.Берггольц (1910-1975 г. г.).

Материал к публикации подготовил Лифшиц Владимир Наумович

когда возник город углич

почему углич так называется

углич где поесть